«Детский сад Белочка» п. Муген - филиал МАОУ «СОШ п. Демьянка» Уватского муниципального района
|
Как говорить с детьми о детях/людях с особенностями развитияВ первую очередь нужно начать с себя. Вы должны быть готовы к таким разговорам сами. Задайте себе вопрос, а как я отношусь к людям с особенностями развития? Правильное ли мое отношение к ним? Вы должны осознавать, что такие люди — это неотъемлемая часть нашего общества. И у них такое же право, как и у нас на полноценное проживание и достойную жизнь. Только после этого вы сможете дать правильные установки своим детям. - Показывайте на собственном примере ваше отношение к людям, которым не повезло со здоровьем; - Следите за своими реакциями, потому как дети их моментально считывают; - Не сторонитесь людей с особыми потребностями, не говорите ребенку «не смотри» или «пойдем быстрее». Напротив, будьте внутренне готовы оказать посильную помощь; - Избегайте излишней эмоциональности, чтобы не передать искаженные установки детям; - Будьте готовы ответить на вопросы детей, почему некоторые люди ходят, двигаются, смотрят или говорят не так как они сами; - Рассказывайте о детях/людях с особенностями развития если ребенок действительно готов слушать; - Не нужно проявлять преувеличенной жалости к незнакомому человеку или каким-то образом демонстрировать, что вам эта тема неприятна; - Лучше называть таких людей «людьми с особенностями развития», а не инвалидами. Общаться с ними можно и нужно. Они такие же, как и мы. Они неотъемлемая часть нашего общества. Именно эту мысль нужно донести до наших детей; - Избавляйтесь от стереотипов, от мыслей будто люди с какими-то физическими ограничениями еще и не умны. Или не могут быть полезны обществу. Что никогда не смогут осуществить свои мечты. Или что инвалидность — это болезнь, которой можно заразиться; - Развенчивайте мифы и стереотипы, как только слышите их от детей; - Детям важно объяснять, что с инвалидностью можно родиться, а можно ее приобрести в результате неосторожности и несчастных случаев. Что люди с инвалидностью умные и талантливые; - Не запрещайте ребенку спрашивать интересующие его вопросы у особенного ребенка. То, что для нас кажется бестактным, для них воспринимается нормально. Еще раз, в дошкольном возрасте не существует моральных границ. - Не позволяйте детям допускать шутки в адрес людей с инвалидностью; - Если речь идет и о поведенческих нарушениях у особого ребенка, не лишнее поговорить и проконсультироваться с педагогом (или с мамой ребенка), наблюдающим за таким малышом. Чтобы потом на доступном языке объяснить вашему чаду, чего делать не стоит; - Объясните правила поведения с таким ребенком. Например, «ты же знаешь, что у Маши лучше не брать без разрешения ее игрушку, иначе ей будет очень обидно, и она начнет плакать. А у Вити аллергия на молоко, поэтому ему нельзя его пить. Вот и тут также, не стоит обижать или делать неприятно этому мальчику/девочке; - Научите ребенка, как правильно вести себя, если он становится свидетелем издевательств других детей над ребенком-инвалидом (заступиться, позвать взрослых); - Если у вашего ребенка неприязнь или страх перед инвалидом, объясните, почему не стоит бояться, предложите познакомиться с ним, чтобы лучше узнать. Покажите на собственном примере, как можно общаться и вести себя с особым ребенком; - Научите извиняться, если ребенок сам нечаянно произнес обидное слово или сделал обидный поступок; - Можете помочь ребенку представить, как чувствуют себя люди с особенностями развития. Завяжите, например, глаза ребенку на несколько минут и предложите что-то сделать или куда-то пойти, не видя ничего (контролируя ситуацию во избежание травмирования); - Информация об адаптивных средствах для людей с инвалидностью тоже может быть интересна детям. Как они ездят на машинах, как ходят по улице, если ничего не видят, как ходят по маленькой квартире, в которой нельзя развернуться на коляске, кто им помогает, если они живут совсем одни, как общаются, если не умеют говорить? - Но не нужно думать, что людям с инвалидностью все время нужна помощь от посторонних. Если создана окружающая доступная среда, то люди с особенностями в развитии, чаще всего, могут существовать прекрасно и без посторонней помощи. - Фокус внимания, если вы ратуете за сближение детей, должен лежать в поисках общих интересов и заслуг, не зависящих от физических преимуществ: обе хороши в математике, у всех троих прекрасное чувство стиля, Лена хорошо сочиняет стихи, а Катя рисует; - Дети гораздо естественнее и проще реагируют на детей с особенностями развития, если взрослые не демонстрируют установки страха или неловкости; - Можно читать с ребенком книги о жизни, чувствах и поступках детей с особенностями развития, смотреть мультфильмы. Они помогут вам донести до ребенка довольно глубокие мысли, почувствовать сострадание, проникнуться пониманием (Мультфильмы: Про Диму, Аутизм может делать удивительные вещи, Подарок, Скарлетт, Вне поля зрения, Тамара, Аккуратная история). Помните, что люди с особенностями в развитии тоже чувствуют, у них есть мечты и им сложнее выжить в этом мире, поэтому мы должны проявлять заботу о таких людях, мы должны воспитывать наших детей знающими о таких людях, об их потребностях, мы не должны их прятать от общества. Мы должны создавать доступную окружающую среду для полноценного проживания людей с особенностями развития в обществе, чтобы они могли проживать эту жизнь достойно. Ведь они этого заслуживают. 5 октября 2022 в 14:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.